Образовательные стандарты

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ об утверждении ФГОС ДОО

Рекомендации РППС ДО в соответствии с ФГОС

Дорожная карта по ФГОС ДОО

Дорожная карта по ФГОС дошкольное образование

Уважаемые, родители!

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В период с 2011 по 2020 годы будет происходить постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС).

В 2011 г. по ФГОС начали обучаться 1-е классы, а с 1 сентября 2012 года по новым стандартам предстоит учиться всем пятиклассникам в режиме апробации.

Зачем поменяли стандарт?

Cегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно

меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по

специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем.

Почему у нас при слове «стандарт» все начинают искать базовый учебный план, названия

предметов, количество часов? Это происходит потому, что стандарт понимался как минимум знаний по тому или иному предмету. А по новому стандарту — это частность, не к этому он сводится, здесь совершенно иные вещи выходят на первый план. Ситуация нормы, — это когда вы выбираете и ищете свою логику жизни, и не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Он выбирает. Иными словами, стандарт совершенно изменился: это не список навязанных предметов, а договор между обществом, государством и семьей о требованиях к результатам образования. В центр встали программа развития школы, принцип вариативности, развитие разных возможностей ребенка. (Из интервью директора Федерального института развития образования, академика Российской академии образования, заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Александра АСМОЛОВА)

Чем новый стандарт основной школы отличается от стандарта, действующего с 2004 года?

Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании второй ступени образования (5-9 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатов. Иными словами, ребенок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представленной в электронном виде. Важно, чтобы ребенок научился учиться.

Кроме того, новый стандарт закрепил требования к условиям обучения. В нем перечислены те условия, которые должна обеспечить школа для достижения указанных результатов. В основной школе должны быть не только мебель, учебно-методические комплекты, но и оборудование для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудование и помещения для проведения исследовательской деятельности.

Закреплена стандартом и структура образовательной программы. Школе предложена

рекомендованная программа, на основе которой коллектив школы формирует свою основную образовательную программу основной школы (далее – ООП). Образовательная программа включает в себя не только описание учебного процесса и предусмотренные им учебники, но также и всю воспитательную работу, программу здоровьесбережения.

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками

образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна быть

прописана локальным документом школы, например, при делегировании таких полномочий Управляющему Совету школы Положением о Совете.

Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

Предусматривает ли новый стандарт оплату за обучение ребенка в основной школе?

Нет. Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Новый стандарт закрепил за школой обязательную организацию внеурочной деятельности учащихся основной школы (экскурсии, кружковая деятельность и пр.), все это должно быть прописано в основной образовательной программе школы. В случае, если по вашему желанию в школе организовано оказание дополнительных образовательных услуг (сверх того, что предусматривает ООП), тогда услуги оплачиваются родителем согласно заключенному договору.

Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?

Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в основной школе?

Количество часов в неделю увеличилось до 32-х в 5-х классах за счет

добавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока

физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.

Предусматривает ли новый стандарт увеличение количества учебных предметов в

основной школе?

Стандартом определены обязательные предметные области: филология, математика и

информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры

народов России, искусство, технология, физическая культура. Также определены требования к результатам обучения по каждой предметной области. Количество и выбор предметов определяется выбранной моделью обучения, зафиксированой в ООП. Например, для достижения результатов в предметной области «филология» школы реализуют такие предметы, как русский язык, литература и иностранный язык. Этот список в гимназии дополняется такими предметами, как «Литература и фольклор Забайкалья», второй иностранный язык (китайский). Как правило, набор предметов сформирован группой разработчиков учебно-методических комлектов, которые проходят экспертизу на федеральном уровне.

С какого класса дети будут изучать информатику согласно новому стандарту?

Информатика в основной школе изучается как отдельный предмет с 7 класса, но может быть интегрирована с другими предметами и ранее. Так, знакомство с различными видами информации может осуществляться на математике, устных предметах и через внеурочную деятельность. Продолжительность изучения предмета определена основной

образовательной программой школы.

Не повлечет ли изменение стандарта дополнительные нагрузки на ребенка и тем самым ухудшения его здоровья?

Сохранение здоровья учащихся является одним из требований нового стандарта. Кроме этого, школа обязана выполнять СанПиНы (от 3 марта 2011 года) и другие нормы, обеспечивающие здоровье и безопасность учащихся. Исполнение норм регулярно проверяется контрольно- надзорными органами.

Должна ли школа обеспечить горячее питание учащихся?

Да, обеспечение учащихся горячим питанием – одно из обязательных условий, которые должна обеспечить школа. Оплата за питание производится родителями (опекунами) или в соответствии с законодательством органами социальной защиты.

В гимназии школьная столовая была модернизированы, сделан ремонт помещения, произведено оснащение современным оборудованием, предназначенным для приготовления здорового и полноценного детского питания.

Сколько детей может обучаться в одном классе?

Количество определено СанПиН — до 25 человек.

Готовы ли учителя работать по новым стандартам?

Профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование: в предметной области, в овладении методикой и технологиями обучения. По закону об Образовании РФ и нормами трудового законодательства, учитель каждые пять лет проходит повышение квалификации.

Кроме того, Министерством образования Забайкальского края организованы

дополнительные курсы повышения квалификации в втором полугодии 2012 года для всех

учителей будущих пятиклассников и заместителей директоров гимназии.

Где я могу получить дополнительную информацию о ФГОС?

Сайт Министерства образования и науки РФ: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/

Сайт Института развития образования Забайкальского края: http://ipk.zabedu.ru/

Сайт Министерство образования и науки Забайкальского края: http://xn--90anlffn.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/

Городской научно-методический центр г. Читы: http://gnmc.chita.ru/

 

КАРТА САМООЦЕНКИ готовности общеобразовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения основной образовательной программы основного общего образования

Проекты приказов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» по введению ФГОС ООО

Протоколы заседаний рабочей группы по введению ФГОС ООО

Педагогический совет «Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО»

Педагогический совет «Инновационная мобильность педагога как фактор успешной профессиональной деятельности в условиях введения федерального стандарта общего образования»

Дорожная карта введения ФГОС ООО в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34»

Дорожная картаДорожная карта

Дорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная картаДорожная карта